Интересные факты о Северодонецке

Об этом не знают даже многие северодончане, которые прожили в городе всю жизнь. А вы знали, что

В городе была аллея Райкина

В 1949 году в Лисхимстрой ( нынешний Северодонецк) приезжал с гастролями актер и сатирик Аркадий Райкин. Гостя ждали. Но вот беда: артист известный, многие горожане хотят увидеть и услышать его, а выступать, по сути, и негде. В клубе всего лишь 360 мест. Правда, есть летний кинотеатр. Значит, Райкин будет выступать здесь.

А как идти сюда знаменитому артисту по глубокому песку? Выручили деревообработчики. Два дня укладывали они дощатый настил шириной в метр. Летний кинотеатр расширили, дополнительные скамейки установили. Так появилась в Северодонецке «аллея Райкина».

Представ перед зрителями, Аркадий Райкин с обворожительной улыбкой сказал: «Теперь у вас есть прекрасная дорога моего имени». У Аркадия Райкина оказалась легкая рука. В гости к северодончанам зачастили и другие не менее знаменитые творческие коллективы. Свое искусство показали Белорусский ансамбль песни и танца, Государственный Воронежский народный хор с участием заслуженных артистов Мордасовой, Осиповой и Золотаревой, Государственный Закарпатский украинский народный хор, Государственный грузинский ансамбль песни и танца в  составе 120 человек.


В Северском Донце плавал бегемот

“Фотография была сделана в 1974 году. На ней запечатлен бегемот, плывущий по Северскому Донцу между Лисичанском и Северодонецком. В то лето на водную станцию приехал зоопарк. Лето было жарким, и участливые работники решили дать бегемоту поплавать. На радость такой же смелой местной детворе, которая подкармливала и плавала с ним больше недели, пока работники зоопарка безуспешно ловили беглеца. Северский Донец. На обеих берегах — заводы, гиганты советской химической промышленности. Панельные высотки, люди, машины. По всем правилам его тут быть не должно. Но вот он, плывет”, – подписал опубликованное фото журналист Константин Реуцкий.

Город хотели назвать по-другому

Когда поселок Лисхистрой вырос в город, возник вопрос о названии. Выбирать предстояло из четырех вариантов: Северодонецк, Светлоград, Комсомольск-на-Донце и Менделеевск. Между прочим, не сразу город химиков стал Северодонецком. Некоторое время  северодончане были жителями Светлограда.


В Северодонецке Владимиру Высоцкому вернули голос

С 21 по 25 января 1978 года проходили гастроли барда в Луганской (тогда Ворошиловградской) области. Большинство концертов были даны подряд в Северодонецком Ледовом дворце спорта. Здесь в книге отзывов знаменитый гость оставил такое четверостишие:

Не чопорно и не по-светски —

По-человечески меня

Встречали в Северодонецке

Семнадцать раз в четыре дня.

В городе за год до того создали Клуб самодеятельной песни “Диалог”, куда вошли в основном молодые кибернетики — выпускники столичных вузов, направленные на работу в местное научно-производственное объединение “Импульс” . Официальных концертов им было мало, поэтому организовали встречу с Владимиром Семеновичем в своем НИИ управляющих вычислительных машин.

“Импульс” оказался под медицинским кураторством одной из лучших северодонецких терапевтов Веры Андреевны Белецкой. Именно ее отец, Андрей Васильевич, — заслуженный врач Украины, вернул Высоцкому голос. В те дни артист, простудившись, вдруг утратил способность не только петь, но практически и говорить громче, чем шепотом.

Лечили острый ларингит интенсивной терапией в медсанчасти объединения “Азот” — до выступлений, а в перерывах между ними — прямо за сценой. Медик одну за другой делал Владимиру Семеновичу лекарственные ингаляции с антибиотиками.

Высоцкий не обошелся без импровизированного концерта для сотрудников и пациентов с персональной раздачей автографов в самом медучреждении.


В Северодонецке было два аэропорта

Многие северодончане еще не забыли работающий Северодонецкий аэропорт в районе озера Клешня. Но, наверное, не все знают, что в истории Северодонецка этот аэропорт – второй.

Первый аэродром начал работу в конце сороковых годов. Его появление тесно связано со строительством и работой химического комбината. Поскольку завод, а вместе с ним и поселок, не имели железнодорожного сообщения, то решено было наладить воздушное, и построить аэровокзал. Он располагался в районе  троллейбусной остановки «Аммиак». 

Правда эти места не знали ни асфальтового, ни бетонного покрытия – взлетно-посадочные полосы были земляными: Боингов и ТУ-144 аэровокзал не принимал, а для маленьких самолетов этого было достаточно. Изначально аэропорт не предполагал пассажироперевозок, а служил лишь для отправки специалистов «Азота» в срочные командировки.

В декабре 1963 года было принято решение об ускоренном развитии химической промышленности, что включало в себя увеличение капитальных вложений в отрасль путём строительства новых и реконструкцию действующих заводов. Лисичанский азотно-туковый комбинат стал расширяться, в посёлке Лисхимстрой велось активное строительство, в том числе и предприятий, а сам посёлок Лисхимстрой был переименован в город Северодонецк. Впоследствии Северодонецк всё чаще становится местом проведения совещаний и съездов разных уровней. Старый аэродром уже не мог удовлетворить потребности молодого и развивающегося города. Тем более аэродром стал всё чаще страдать от весеннего разлива реки Северский Донец, а с другой стороны аэродрома уже ударными темпами кипела работа по возведению Северодонецкой ТЭЦ, дымовая труба которой представляла бы опасность полетам. Поэтому стал серьезный вопрос о переносе аэродрома и строительстве современного для того времени аэропорта.

Второй аэропорт в Северодонецке открылся в 1968 году.


Первый автобус столкнулся с первым паровозом

Еще до войны Лисхимстрой получил несколько новеньких грузовых машин. А поскольку пассажирского транспорта в городе не было, то эти же машины возили людей. Один из грузовиков жители поселка собственными силами переоборудовали под автобус.

В поселке был и паровоз, тоже в единственном экземпляре. И как-то произошел с паровозом и автобусом грустный с одной стороны, а с другой стороны – забавный случай – на переезде единственный лисхимстроевский автобус столкнулся с единственным паровозом.

Люди, к счастью, не пострадали, но автобус “трудоспособность” потерял. В послевоенные годы общественный транспорт возобновил свою работу в поселке: жители сделали второй автобус. Его покрасили в небесный цвет и назвали «Голубой Дунай».

Источник: www.06452.com.ua
Вам также может понравиться