“Мотор Сич” как переходящее знамя. Украинское предприятие теряется между покупателями

Украина постепенно теряет политическую субъектность, однако проявлять те же симптомы в вопросе собственных стратегических объектов – вдвойне опасная игра.

 В авиационной отрасли наша страна не успевает проявлять лучшие стороны своих крепких хозяйственников: например, недавно грянул скандал с “Укроборонпромом” и ГП “Антонов”. Если помните, первые не защитили вторых от задержек аванса со стороны иностранного заказчика, полностью повесив проблему на шею подопечным. Единственное, что перепало “Антонову” – ему позволили заплатить концерну с отсрочкой.

Но не только в “Укроборонпроме” порно со служебными документами снимают. Прямо сейчас в цивилизованном мире происходят тактические маневры, и строятся они вокруг нашего предприятия “Мотор Сич”. Скажите, вы слыхали о нем в новостях, или судьба украинского бизнеса снова зависла где-то между США, Китаем и западом Европы? К счастью, сейчас мы расскажем вам, что вообще происходит с нашим блудным сыном.

“Мотор Сич” сейчас переживает не лучшие, но и не худшие времена. Предприятие до сих пор остается стратегически важным со всех точек зрения. А то, что страну лихорадит и в политическом, и в экономическом плане, – точно не его вина. Хотя отсутствие лобби в виде депутатского мандата у Вячеслава Богуслаева (до 2013 года руководит предприятием, владеет 14,99% акций) может вносить определенный дискомфорт.

Однако игры вокруг “Мотор Сичи” продолжают накручивать сюжет в сторону все большей эмоциональности и повышенных ставок. Например, сейчас ПАТ становится чуть заметнее: наша страна явно склоняется в сторону Дональда Трампа, постепенно теряя политический нейтралитет в США. А значит, американская пресса внимательнее смотрит на нашу внутреннюю кухню. И далеко не все местные СМИ, простите за сарказм, поддерживают именно Трампа, ой как не все.

Сейчас Штаты заняты тем, что ищут покупателя для “Мотор Сичи”. Китайский интерес к объекту слишком заметен. Тем более, некто Ван Цзин с 2017 года владеет 56% акций, и на горизонте маячит полноценный контроль Поднебесной над нашим скромным технологическим гигантом. Intelligence Online со ссылкой на свои инсайды (весьма авторитетные, кстати) прямо говорит, что с китайским правительством мистер Цзин связан чуть более, чем полностью.

Лучше всего сформулировать вопрос так: что вообще происходит вокруг “Мотор Сичи”, и как мы до этого докатились? Сейчас объясним. Во-первых, как раз в последнее время появились фейки, направленные на имидж ПАТ: недавно новостные ресурсы разнесли новость о взрыве, повредившем забор на объекте. На самом деле, правда, тот просто завалился. Эта новость прекрасно иллюстрирует происходящее! Пока нам рассказывали, как предприятию угрожают неизвестные доброжелатели, там просто завалился забор.

Но даже с таким статусом “Мотор Сич” – слишком лакомая находка для любого иностранного стратега. И вот как расположились главные конкуренты.

На нашей шахматной доске есть сразу три ферзя: для удобства прикрепим на них три флага. США, Украина, Китай. Сравнение чисто условное, так как ситуация довольно глупа – что для шахмат, что для реальной жизни.

Итак, начнем с себя. Украинская фигура играет вторым номером, просто выполняя те или иные подсказки ключевого союзника. Китай водит собственную ударную мощь кругами, постепенно наращивая влияние. А наш партнер, то есть США, активно ищет покупателя, способного сохранить украинский актив от полноценного контроля геополитическим врагом. Но не будем углубляться в отношения Пекина и Вашингтона, раз на кону объект в Запорожье.

Американцы сватают в “Мотор Сич” двух возможных игроков. Что же, приступим: сначала у нас идет Oriole Capital Group, инвестиционное детище Набиля Бараката. В общем, OCG работает на уровне – 50 000 человек только в штате. И крупные оборонные контракты о чем-то да говорят.

Еще есть Эрик Принс, основатель кому-то скандальной, кому-то легендарной Blackwater. Вот только гарантий того, что этот новичок действует от имени американского правительства, нет и не было. Деньги могут быть американские, китайские, да хоть казахские (ох, если бы). Только бренд узнаваемый, а с реальным представительством американской власти сложилось как у Штирлица, если вообще сложилось.

Вернемся к нашему преферансу. Первый игрок присутствует на украинском рынке с того же 2017 года, об этом свидетельствуют сделки с “Укроборонпромом” по Харьковскому авиационному заводу. Второй в Украине пока что всерьез не представлен. Выбора между Баракатом и Принсом нет, как и знака уравнения. У кого найдутся деньги, тот долю и получит.

Кроме того, Баракат уже решает вопрос финансов. Для борьбы за “Мотор Сич” он заручился поддержкой американской инвестиционной компании Trive Capital. А уж этих техасцев точно выделяет интерес к подобным проектам: с 2014 года они превратились в главных акционеров Aevex Aerospace, активно сотрудничающих с Агентством военной разведки и Командованием специальных операций США. Как раз это ситуативное партнерство и увеличивает обороты вокруг триллера “Мотор Сич” ищет нового хозяина”. Также полезно посмотреть, чем занимаются Trive Capital и Oriole Capital Group прямо сейчас, отдельно от украинских проектов. К примеру, не так давно поддержку двух компаний получил GDC Technics, субподрядчик Boeing.

Украина подыгрывает, как может. Сделка по покупке акций, датированная 2017 годом, успешно заморожена судом. Надолго ли? Это совершенно другой вопрос, так как работу судейской ветви власти вы и так прекрасно знаете. Тем более, кроме людей в мантиях, в постановке замечены и силовики. Американские СМИ прямо пишут о вмешательстве СБУ в работу офиса “Мотор Сичи”, и независимо от правдивости – эта информация уже пошла в массы. А завершает этот паззл Антимонопольный комитет Украины, который наконец-то проснулся и с удивлением посмотрел, что происходит под его носом. Не сам проснулся, конечно, просто ситуация накалилась до предела.

Китай действует спокойнее всех. Да, пока что ему мешают, но в сухом остатке он добился большего: и так [почти] получил 56% акций. У него есть Ван Цзин, и в запасе целая армия таких же “бизнесменов нового поколения”. И, в отличие от западных компаний, он готов дать столько денег, сколько необходимо – всегда найдется “независимая” частная организация, с успехом везущая нужную сумму. В таком стиле и действует Пекин, когда ему надо перебросить ответственность на плечи формальных бизнесменов.

То, как Китай работает с частным сектором, заслуживает отдельного, хоть и краткого разбора. Например, у каждого государства есть определенный почерк. Но, если те же США при каждой возможности диктуют собственные тренды, то Китай при первом звоночке отстраняется. Точнее, якобы отстраняется от дел.

Судите сами. Есть добропорядочный гражданин Ван Цзин, магнат с мировым именем. В 2010 этот жизнерадостный парень купил компанию Beijing Xinwei Technology Group, работающую в сфере телекоммуникаций. Важный нюанс: удачная покупка вот-вот вывалилась с баланса государства, так что кому попало этот актив правительство не доверило бы. И куда же она развернула свои паруса сразу после смены владельца? Правильно, в направлении оборонной промышленности.

Если бы Ван Цзин купил лавку мороженщика, не сомневайтесь: она бы тоже пошла работать в той же сфере. Телекоммуникации, оборонка, да кому какая разница. Скептиков попрошу перейти в комментарии и напомнить, сколько рядовых компаний, не имеющих отношения к стратегии национальных интересов, почитает своим присутствием лично Си Цзиньпин. Ведь к старому-новому партнеру он лично в штаб-квартиру захаживает.

Но вернемся к Ван Цзину. До 2017 года он вообще не появлялся в зарубежных СМИ, что для богатого господина несколько странно. Физически он до того всплывал (пока что не буквально) в водах Карибского бассейна. Лицо бизнесмена стало синонимом китайской ползучей борьбы с американским капиталом. Например, в 2013 году компания Цзина вдруг договорилась с Никарагуа о строительстве нового канала, способного конкурировать с Панамским.

Выгодно? Разве что в отдаленной перспективе, потому строительство отложили на неопределенный срок. Но именно этот контракт позволил Поднебесной обрасти связями. В первую очередь, подружиться с президентом Никарагуа и его сыном, что в местных условиях равняется успеху любых бизнес-интересов. Правда, Никарагуа до начала строительства канала денег так и не получит, но то дело десятое.

В наших краях Ван Цзин уже свои интересы наметил, и произошло это еще в 2013 году. Тогда Виктор Янукович еще выполнял обязанности президента и занимался излюбленным делом: катался по планете, выпрашивая деньги. Китай, как вы могли догадаться, денег не дал. Но намекнул, за что от него можно получить довольно увесистую сумму.

Крым еще не был захвачен российскими военными, и являл собой золотую жилу для инвестиций. Компания Beijing Interoceanic Canal Investment Management, аффилированная с Ван Цзином, это быстро смекнула. Потому вместо чемодана денег Януковича ждало деловое предложение: Поднебесная строит в Крыму огромный порт, а украинское правительство получает 10 млрд долларов. Как видите, вполне реальный план, которому помешала лишь аннексия полуострова. Почему же к нам так хорошо относятся люди, чье умение считать деньги всегда превосходило наше?

Просто Никарагуа не умеет строить самолеты, а мы как раз умеем. Несмотря на плохой менеджмент, Украина перспективна даже с нынешним грузом проблем. И вполне логично, как только пробное лицо Китая хватается зубами за “Мотор Сич”, к формальному владельцу челюстей приходит та самая мировая слава. Что делает официальный Пекин? Правильно, сразу же умывает руки и говорит, что в частный сектор не вмешивается. Тот самый китайский почерк.

Мы не стали жертвой какой-то геополитической новинки. Такой же стиль азиатский гигант использует в Великобритании, неудачно принявшей предложение Huawei о 5G-сетях. Связи компании с китайской разведкой уже не раз всплывали, становились поводом для тревоги и санкций, однако именно в случае с британцами руки правительства якобы отпустили Huawei в свободное плавание. Как вы могли заметить, это происходит в случае интереса к стратегическим объектам. А статус страны – Украина, Великобритания, да хоть Зимбабве – уже значения не имеет. Подход слишком универсален.

Наша проблема лишь в том, что даже проблемы собственных объектов мы отыгрываем в роли массовки.

Самое простое решение, которое можно принять – сказать, что Украина должна “беречь свое”, в том числе и стратегически важные предприятия. Мы не против, честно. Только проблема в том, что страна за десятилетия независимости этого делать так и не научилась. Более вдумчивый, но тоже простой ответ: заявить, что пришла пора принять союзничество Китая. Мол, азиатские друзья и так зашли к нам в гости по самые гланды. Позицию понимаем, но разделить не можем.

Потому что чужую помощь надо ценить, и начинать любой диалог о выгоде именно с этого. США, а не Китай, поддержали нас в момент Евромайдана, ставшего Революцией Достоинства. США, а не Китай, помогли нам во время АТО/ООС. Именно американские военные проводили нам учения, их компании производили для нас каждый комплект Javelin. Мы эту помощь приняли, пока Россия кромсала страну на клочья.

И теперь у нашего друга проблемы. США чувствуют, что важный объект не просто не достанется им, о нет. Хотели бы – давно купили бы. Просто они видят, как “Мотор Сич” ускользает к геополитическому сопернику. И мы обязаны это понять, принять, всячески содействовать.

В декабре прошлого года именно Сенат принял решение выдать 734 млн долларов военной помощи Украине. Это действительно важно. И при этом американцы не требовали отдать им готовое предприятие с практически включенным конвейером, и вообще не диктуют свои условия. Наше право упустить “Мотор Сич”? Да, наше. Но хотя бы упустить не в пользу Китая, который нашим союзникам стоит поперек горла.

Или давайте отдадим предприятие именно друзьям Поднебесной. Уверен, скептики действительно найдут 700 млн долларов, когда их нам вдруг не выдадут Штаты. Потому что в современном мире дружескую помощь надо еще заслужить.

На самом деле, ответ прост и универсален. Без сарказма говорю: дружить нам надо, в первую очередь, со своими ресурсами и уже имеющимися мощностями. Раз Украине так требуются инвесторы, им следует показать, что с деньгами и толковыми предприятиями работать мы и сами умеем. Не нарушаем стратегию национальной безопасности ради краткосрочной наживы.

Если Антимонопольный комитет обрубит сделку и примет волевое решение, это будет лучший сигнал внешним партнерам. Смотрите, ребята: мы нуждаемся в вас, но орды любителей чужих госпредприятий идут лесом. Почему? Да потому, что глаза у нас есть, и мозги работают. Пусть Китай покажет хоть один нормально реализованный проект за своими пределами – только он не покажет, нет их. А думать о том, что переживет “Мотор Сич” после того, как на ней появится флажок КНР, пока что страшно. По логике, ее просто выпилят и вывезут, чтобы на территории Китая заработал уже готовый стратегический объект.

Наше выживание – это наша победа. Так давайте не ставить ее под угрозу.

Источник: censor.net.ua
Вам также может понравиться