Реформа одной спецслужбы

Единственный правоохранительный орган, который за 29 лет независимости страны практически не претерпел никаких изменений, – Служба безопасности Украины.

Об этом пишет Иван Ступак в NXT-Analytics

Все это время Украина имела многовекторное движение: немного на запад, немного на восток, а в перерывах топталась на месте. И только “благодаря” российскому вторжению на Донбассе, вектор движения Украины окончательно определился как прозападный.

Потенциальное членство нашей страны в Европейском Союзе и Североатлантическом Альянсе становится единственно возможным спасением украинской государственности в современных реалиях. Значительная армия скептично настроенных экспертов, в один голос утверждают, что “Украина в НАТО” это миф.

Основная претензия таких критиков — это чрезвычайно размытые, нечеткие и завышенные стандарты НАТО (которым якобы не полностью соответствуют и сами страны-члены) и которые в свою очередь предъявляются Украине в качестве необходимого условия для членства в Альянсе.

С такими доводами можно было и согласиться, но на данный момент у нашей страны не особо широкий выбор: мы либо всячески пытаемся спрятаться под зонтик НАТО или не делаем ничего, соответственно не получаем внешнюю помощь и остаемся один на один с Россией, со всеми вытекающими последствиями.

Представляю вам краткую хронологию того, как проходил процесс реформы СБ Украины за последние шесть месяцев.

События. Явления. Люди.

.

В Офисе Президента СБ Украины была организована закрытая презентация долгожданного проекта закона “про Службу безопасности Украины”. На этой встрече присутствовали топовые чиновники Офиса президента, а также представители НАТО и ЕС в Украине. По словам одного из участников мероприятия, иностранцы быстро уловили суть будущей реформы, а затем потеряли всяческий интерес к происходящему и уткнулись лицами в свои смартфоны.

Президент Украины — Владимир Зеленский и Генеральный секретарь НАТО — Йенс Столтенберг.

Североатлантический совет НАТО, представители всех 29 государств-членов вместе с генеральным секретарем Йенсом Столтенбергом посетили Одессу и Киев. В Киеве Генсек НАТО председательствовал на заседании Комиссии Украина – НАТО с участием президента Украины Владимира Зеленского и выступил с обращением к Верховной Раде.

Во время закрытой части встречи, Генсек высказал свою крайнюю неудовлетворенность отсутствием реальных подвижек с принятием законов “про Разведку” и “про СБ Украины”, которых требует НАТО.

Оценка законопроекта “Про СБУ”, поведенного Международной консультативной группой.

Европейские партнеры впервые дали свою официальную оценку проекта закона “про СБУ” в редакции от самой Службы безопасности Украины.

На девяти страницах были изложены серьезные критические замечания с недвусмысленным намеком: “это не взлетает”.


В ситуации с реформой СБУ, Президент Украины — Владимир Зеленский фактически оказался заложником ситуации.

С одной стороны представители НАТО и ЕС требуют адаптировать СБУ под евростандарты, а с другой стороны один из самых доверенных людей в окружении Президента, Иван Баканов, который убеждает Гаранта в том, что представленный им проект закона чертовски хорош, европейцы просто придираются, да и вообще, они хотят ослабить в разгар войны и без того сильную украинскую спецслужбу.

Именно критическая оценка (документ мелким шрифтом на 9 листах) представителей НАТО/ЕС презентованного СБУ своего видения реформы спецслужбы, основательно застопорила процесс реформы ведомства.

Поэтому, в период с ноября 2019 по февраль 2020, юристы СБ Украины совместно со своими коллегами из ОП, подготовили десяток самых разных вариаций проекта Закона, но все они так и оставались только для внутреннего пользования.

Вариантов было много, но концептуально они не менялись и суть законопроекта оставалась прежняя.

Очень неожиданно на сайте Верховной Рады, появился законопроект №3080 “Про Закону про Службу безпеки України”. Пикантности этой новости добавило несколько тонкостей:

1) законопроект заявлен как ОСНОВНОЙ, т.е. не от имени Президента Украины, которому подчиняется СБУ, а от ВР Украины;

2) законопроект идет даже не от профильного Комитета ВРУ по Нацбезопасности и обороне;

3) авторами законопроекта выступила группа нардепов в интересной конфигурации 3 на 2 (три депутата от Оппозиционной платформы — за жизнь (ОПЗЖ) и два от БЮТа).

В общем и в целом, законопроект выстаивает невероятно мощную спецслужбу с огромным инструментарием, без судебного контроля или прокурорского надзора. Такая спецслужба идеально вписалась бы в любой Ближневосточный авторитарный режим, но ни как ни в страну, которая движется на запад.

Кроме того, сложилось устойчивое впечатление, что появление этого проекта было изначально придумано и полностью согласовано с СБУ, только лишь c целью контраста. На фоне этого проекта, вариант подготовленный СБУ смотрится очень новаторски, выигрышно и по-западному демократично.

В подтверждении этой версии, 12 марта в Комитетах ВР Украины проходила официальная презентация для общественности проекта закона “про Службу безопасности Украины”, в редакции ОПЗЖ.

Саму презентацию проводил народный депутат Украины от ОПЗЖ – Анатолий Бурмич, который в 2004 году занимал должность первого заместителя начальника Главного управления БКОП СБ Украины.

Народный депутат — Анатолий Бурмич.

Невероятно любопытным был тот факт, что в качестве общественности (так уж сложилось) находились одни офицеры спецслужбы в ранге полковника и выше.

Среди присутствующих на данном мероприятии были: бывший руководитель Главного управления “К” — Юрий Артюхов, бывший руководитель Управления СБУ в г. Киеве – Эмиль Конопацкий, представители ассоциации бывших сотрудников “К”, бывший ректор Академии СБУ — Евгений Скулыш, представители ЦСО “Альфа”, пара бывших зампредов СБ – Александр Белов и Анатолий Беляев, а также несколько действующих советников Ивана Баканова и руководители юридического подразделения СБ Украины.

В общем, все свои.

В тот самый момент, когда народный депутат Анатолий Бурмич в стенах ВР рассказывал о преимуществах своего проекта закона, на официальном сайте СБУ – Иван Баканов презентовал свой вариант проекта закона “про СБУ”, который был подан уже от имени Президента Украины.

Председатель Службы безопасности Украины назначается на 6 лет, ликвидация несвойственных европейским спецслужбам функций в виде экономических подразделений и ГУ БКОП, частичная демилитаризация Службы, повышение заработных плат до уровня коллег из НАБУ и ГБР. Планируется, что оклад рядового сотрудника в регионах будет стартовать от 16 тыс. грн. и это без учета всякого рода надбавок и премий, а у председателя Службы оклад от 82 тыс. грн. Кроме того, также ожидается существенное сокращение кадров, с сегодняшних 27 тысяч до 15 тысяч сотрудников, но уже в 2027 году.

Самая маленькая спецслужба Евросоюза в Португалии — 300 человек, а самая крупная в Германии – 5 тысяч человек.

1) Экономическая контрразведка СБУ, к которой было и есть огромное количество нареканий со стороны общественности, бизнеса и СМИ по факту остается, только теперь с новым названием – “защита объектов критической инфраструктуры”;

2) ГУ БКОП также остается на месте с новым названием — “уполномоченные оперативные подразделения СБУ”.

Функциональные обязанности такого подразделения будут выглядеть так: противодействие разведывательно-подрывной деятельности против Украины с использованием организованных преступных групп, а также противодействие транснациональной оргпреступности, незаконному обороту наркотиков;

3) срок ответа на запрос от СБУ – 3 рабочих дня, в противном случае накладывается административный штраф до 20 тыс. грн.

4) Информация о персональных данных действующих и бывших сотрудников не подлежит разглашению, соответственно их декларации о доходах на сайте НАЗК не найти;

5) у СБ Украины, так же как у ГБР, САП и Генпрокуратуры, появляется возможность поиска и выявления необоснованных активов;

6) Генпрокурор или его заместитель смогут передать в СБУ для расследования любое уголовное производство, если будет установлено, что преступление несет угрозу государственной безопасности.

Будет неправильно говорить, плохой этот закон или хороший. На данный момент, единственным критерием оценки является: подходит ли он под те стандарты НАТО и ЕС, которые нам выдвигают или нет.

На самом деле, в каждом из представленных законопроектов есть здравые мысли и предложения по усилению нашей спецслужбы во время военного конфликта.

Если закон позволяет СБУ эффективно работать, выполнять свои функции, но в тоже время не позволяет злоупотреблять своими правами в целях личной наживы отдельных руководителей, то видимо, этот закон не так уж и плох.

Повторюсь, мы в своей стране вправе принять любой закон, который мы посчитаем правильным и выбирать вектор движения для страны, мы тоже вправе сами. Однако нужно помнить, что на законодательном уровне Украина уже закрепила свой Европейский выбор и мы теперь обязаны соответствовать, в том числе и законодательно, тем требованиям, которые нам выдвигает Европа.

Именно от соответствия украинских законов европейским стандартам, зависит денежная помощь Украине от МВФ, военная помощь от НАТО, а также политическая и дипломатическая помощь от Евросоюза.

Иван Ступак, NXT-Analytics

Источник: censor.net.ua
Вам также может понравиться