“Рогатому” 42 года: история и настоящее северодонецкого троллейбуса

Букашка, сохатый, очкарик, рогатик. Он же – троллейбус. Какие только эпитеты не придумала ему народная молва за 42 года. Именно столько в 2020 году исполняется Северодонецкому троллейбусному управлению. Как появился троллейбус на улицах города? Как развивалось управление? И в каком состоянии городской троллейбус сейчас? Расскажем в сегодняшнем материале.

Первый автобус появился в Северодонецке в середине 50-х, став подарком к 30-тысячной отметке численности населения города. На городских линиях работали ЗиЛ-155, а на пригород выходили машины Львовского завода Лаз-695Е и ПАЗ 670. Однако решение транспортной проблемы путем увеличения числа автобусов тогдашнее руководство города уже не удовлетворяло. Груженые автобусы двигались довольно медленно, люди долго добирались к месту назначения, а для компенсации увеличивавшихся интервалов движения требовались дополнительные машины. Однако для официального пуска троллейбуса было одно препятствие – численность населения. В 1970 году она привысила 90 тыс.человек.

Северодонецкий горисполком совместно с руководством СПО «Азот» принимает решение о проектировании в Северодонецке городского электротранспорта. Проект включал в себя строительство трамвайной линии и трамвайного депо. В состав проекта включили 2 трамвайных маршрута, общей протяженностью 20 км. Решением Минхимпрома был утверждён проект строительства трамвая. Но руководству города и комбината не понравился этот проект, так как строительство было рассчитано на 5 лет. Было принято решение о проектировании другого электрического транспорта, менее затратного и более выгодного как для руководства химкомбината, так и для горисполкома. Этим транспортом стал троллейбус.

Проектирование троллейбусных линий началось в 1970 году Харьковским Автодорожным институтом и Северодонецким НИИ «ГИАП». Строительные работы были начаты в марте 1972 года. К концу 70-х года были закуплены первые 5 троллейбусов марки ЗиУ-9В. Было создано Северодонецкое троллейбусное управление, часть специалистов была приглашена из других городов Украины.

1 января 1978 года по улицам Северодонецка проехал первый троллейбус. По дате открытия, северодонецкая троллейбусная система является 201-й системой в мире, 129-й — в СССР и 36-й — в Украине. Первым стал маршрут № 1 от нынешней улицы Пивоварова до Автовокзала, по нему курсировали пять троллейбусов, они работали с 6:00 до 22:00, по окончанию работы троллейбусы выстраивались в ряд и их по очереди эвакуировали автомобилями КраЗ в депо.

В мае того же года троллейбусную линию продлили в новые жилые районы города, было открыто движение по Шоссе Строителей до Больницы “СПЗ”.

19 июля 1978 года парк составил: 20 троллейбусов, одну машину контактной сети и один троллейбус-тягач КТГ-2.

Официальной датой рождения северодонецкого троллейбуса считается 19 декабря 1978 года, именно к этому времени было достроено депо и произвоственные цеха.

К концу 1978 года в парке было 45 машин. В 1979 году ко дню “Химика” был пущен новый троллейбусный маршрут по Гвардейскому проспекту до СПО «АЗОТ», маршрут №2, также был продлен маршрут №1 до Чистого озера.

В 1980 году был открыт маршрут № 3 (СПЗ — СПО «АЗОТ»). В 1984 году в парке уже было 66 троллейбусов. В 1985 году были открыты маршруты № 4 (СПЗ новые площади — Д/к Химиков) и № 5 (СПЗ новые площади — Автовокзал). В том же году северодонецкое депо передаёт свои первые троллейбусы ЗиУ-682В в Лисичанск для знакомства и освоения работниками лисичанского троллейбусного депо, и водителями троллейбуса марки ЗиУ. Тем самым депо списало с баланса первые свои троллейбусы.

В 1990 году был введён маршрут № 6 (кольцо-депо СТУ — Стеклопластик). Он становится самым длинным маршрутом города, его длина составила более 15 км.

В 1991 году парк пополнился троллейбусами ЗиУ-682В0А. В 1991 году парк насчитывал 120 машин.

С 1994 по 1995 год парк пополнился новыми троллейбусами ЮМЗ- Т1.

В эти годы были нередки случаи воровства троллейбусов: подростки угоняли транспорт и катались на нём. При попытке их задержания , они  бросали троллейбус и убегали в глубь кварталов, после чего спецбригада возвращала троллейбус на место стоянки. В конце года были приняты 4 проекта строительства новых линий, которые должны были связать город с пригородами, с посёлками Вороново, Щедрищево, Сиротино, Боровское. На реализацию проекта были выделены деньги из бюджета области, но в ноябре 1994 расходная часть была сокращена и денег хватило только для продолжения строительства депо №2.

С 1991 по 2001 год списали все троллейбусы модели ЗИУ-682В и два троллейбуса-тягоча КТГ-1.

С 2000-х годов прошедшие капремонт троллейбусы ЗиУ-682В00 и В0А были покрашены полностью в белый цвет с синей «юбкой», и  узкими синими полосами по центру кузова. В этой окраске троллейбусы проработали 4 года, после были перекрашены в коммерческую рекламу.

С 2004 года все троллейбусы стали регулярно красить, им вернули заводскую окраску — белого цвета с широкой полосой красного, голубого, синего, зелёного цветов. Летом 2008 года, ко Дню города, спортивная команда «Запросто!» разрисовала в стиле граффити один из городских троллейбусов

Также в конце 2008 года один из троллейбусов был окрашен в цвета государственного флага Украины.

В 2011 году поступили троллейбусы АКСМ-32100А, эти троллейбусы окрашены в белый цвет с зелёной «юбкой», таких машин было всего три, все остальные имели полностью салатовый цвет кузова. Так как эти троллейбусы были куплены за счёт средств ЧАО «Северодонецкое объединение Азот» и Надра банка, их обклеили коммерческой рекламой.

Сегодня троллейбусы работают как в заводской, так и в рекламной окраске.

Значительным обновлением парка стала закупка в 2011 году частным акционерным обществом «Северодонецкое объединение «Азот» десяти новых низкопольных машин белорусского производства. С этого момента Северодонецк стал вторым городом в Луганской области, эксплуатирующим низкопольный электротранспорт.

С июня 2019 маршруты 1,2 и 5 были сокращены до заводоуправления (1 проходной “Азота”), но в часы пик едут до Кольцевой (2 проходная “Азота”)

На данный момент в парке более 30 троллейбусов. Общая протяженность маршрутов составляет 82 км. на которых расположено около 90 остановок.

Пассажиры троллейбуса оплачивают проезд путём покупки абонементного талона у кондуктора или бесконтактно через NFC терминал в салоне подвижного состава. Право бесплатного проезда есть у пенсионеров и граждан льготных категорий.

Стоимость проезда в троллейбусах составляет 4 гривны.

Не смотря на то, что некоторые троллейбусы требуют ремонта, мода на электротранспорт в Северодонецке возвращается. Ведь это вместительные, сравнительно недорогие, а главное – экологичные машины. Это значит, что будущее у северодонецкого троллейбуса есть.

В материале использовались материалы краеведческого музея города и технического отдела СТУ.

Источник: www.06452.com.ua
Вам также может понравиться