Зачем депутаты перекроили районы и как изменится карта судов, полиции и прокуратур

Верховная Рада более чем втрое сократила количество районов в Украине и существенно увеличила их размеры. При этом депутаты, принимавшие это решение, не объяснили людям, как должна переформатироваться работа государственных органов власти на местах, правоохранительных структур и судов, и как укрупнение районов повлияет на выборы, запланированные на осень.

Чтобы это выяснить, мы пообщались и с депутатами, и руководителями ведомств, которым административно-территориальную реформу предстоит реализовывать.

Укрупнение районов – это вполне закономерный процесс, который и должен был произойти в рамках начатой в 2014 году реформы децентрализации. Но без скандалов еще на этапе обсуждения постановления, которым количество районов с 490 сокращалось до 136, не обошлось. Один из них разгорелся в Закарпатской области после того, как Министерство развития громад и территорий в начале июня обнародовало проекты будущих районов. В Закарпатской области вместо тринадцати районов предложили сделать пять, а не четыре, как это было согласовано ранее. Местные общественные организации выступили с обращением о том, что запланировано создать отдельный район с центром в Берегово, где большинство населения составляют венгры, поэтому они против такого решения. Создание отдельного “венгерского” района, по мнению активистов, обострит ситуацию.

Реагируя на этот скандал, мэр Берегово Золтан Бабяк написал открытое обращение главе государства, в котором сообщил, что жители города обеспокоены регулярными спекулятивными публикациями в СМИ о так называемом “венгерском районе”. Он попросил Зеленского вмешаться, чтобы прекратить спекуляции вокруг “административной реформы с оттенком искусственного сепаратизма вокруг Береговского района”.

Берегово уже не первый раз оказывается в центре скандала в связи с “венгерским вопросом”. Напомним, в конце 2018 года было опубликовано видео, на котором ряд украинских граждан получают венгерские паспорта и приносят присягу на верность Венгрии в консульстве этой страны, расположенном в Берегово. По этому факту было начато уголовное производство по статье о государственной измене.

Комментируя “Цензор.НЕТ” эту ситуацию уже после голосования в ВР, нардеп Виталий Безгин заявил: “Говорить, что какой-то район “венгерский”, это нонсенс, на территории Украины все районы украинские. Произошло объединение Виноградовского и Береговского районов, где большинство населения по этническому происхождению – украинцы. Поэтому никаких рисков там нет”.

Еще один скандал разгорелся вокруг перераспределения районов в Одесской области. Дошло до того, что Народным Собранием Республики Болгария была принята Декларация по административно-территориальной реформе в Украине и защите прав и целостности болгарского сообщества. Таким образом они выступили против разделения Болградского района Одесской области, где проживают этнические болгары. Официальная София опасается, что если они будут разделены на несколько громад, это ударит по правам болгарского меньшинства.

В отечественном же МИДе такое решение назвали манипулятивным и неприемлемым. А принятую декларацию – вмешательством во внутренние дела Украины.

Но в большинстве случаев людей волновали те неудобства и проблемы, которые влечет за собой ликвидация одних районных центров и появление других. К примеру, жители Ирпеня вышли в июне на пикет к зданию Кабинета Министров и потребовали, чтобы их город получил статус административного центра района. Их не устраивало, что Министерство развития громад в проектах будущих районов области определило админцентром не Ирпень, а город Бучу. Они настаивали на том, что сейчас полиция, суды, управление Пенсионного фонда и управление труда и социальной защиты населения находятся в Ирпене, а после переформатирования территорий их перенесут в Бучу. При этом маршрутки туда, как отмечали люди, из Ирпеня не ездят. Но в итоге к ним так и не прислушались, а Буча все-таки стала, согласно постановлению Верховной Рады о создании и ликвидации районов, районным центром.

Вообще вопрос расстояния – один из наиболее болезненных. “У меня дом в селе Яцки Киевской области, остался от дедушки с бабушкой. У нас раньше райцентром был Васильков, туда можно было доехать маршруткой, – рассказала мне киевлянка Лариса Усенко. – Теперь сделали то ли Фастов, то ли Обухов, но точно не Васильков. Ни в один из этих городов маршруток нет. Я на машине могу доехать. А как быть людям, у которых ее нет? Ведь в райцентре решаются многие вопросы. Например, недавно нам насчитали долг за газ, хотя мы в селе не проживаем и его не используем. Теперь нужно ехать в газовую контору в райцентр и разбираться”.

Волнуют людей и вопросы, связанные с финансированием больниц и школ. Поскольку, во-первых, не везде созданы ОТГ, во-вторых, не все из них имеют достаточно средств.

Отнюдь не все, с кем я обсуждала реформу и возможности, которые будут у объединенных территориальных громад, воспринимали их с энтузиазмом. Люди отмечали, что в селах не развита инфраструктура, и даже если они объединятся, это мало что изменит. “Нет элементарных вещей. Приехали знакомые к нам в село, хотели снять с карточки деньги, но в Яцках нет ни одного банкомата”, – поделилась Лариса Усенко.

Людей беспокоят разные вопросы. В том числе, как долго им придется ждать правоохранителей, если произойдет какое-то происшествие, за сколько километров ехать в суды, как коммуницировать с налоговой службой, нужно ли менять документы, дающие право собственности на имущество.

Отвечая на эти вопросы, в Комитете Верховной Рады по вопросам организации государственной власти, местного самоуправления, регионального развития и градостроительства отмечают, что то, где будет новый районный центр, не означает автоматически, что подразделения прокуратуры, судов или других территориальных представительств центральных органов исполнительной власти будут размещены исключительно там – в новом районном центре.

Но вот государственная администрация или в будущем префектура будет точно размещена в административном центре нового района.

Кроме того, планируется, что в каждой объединенной территориальной громаде (согласно Постановлению ВР – их насчитывается 1470) будет создан свой центр предоставления административных услуг. Планируется, что громадам, которые не смогут создать такие центры собственными силами, государство предоставит дотацию (предполагается, что на эти цели в 2021-2022 гг. будет выделено 4 млрд грн).

Кроме того, сейчас готовится ко второму чтению законопроект №2679, принятие которого позволит получать большую часть админуслуг онлайн, не выходя из дома. К примеру, оформленные онлайн автомобильные номера можно будет получить по почте.

“В свете реорганизации районного уровня административно-территориального устройства Украины Министерство юстиции будет делать все для того, чтобы нотариальные действия и административные услуги, особенно те, которые касаются проведения государственной регистрации актов гражданского состояния, были доступными для населения, поскольку отсутствие возможности оперативно зарегистрировать факт рождения или смерти приведет к нарушению прав граждан, – прокомментировала “Цензор.НЕТ” сложившуюся ситуацию замминистра юстиции Ольга Онищук. – Очередной шаг в направлении децентрализации власти абсолютно не означает, что нотариусы или государственные регистраторы будут работать только в районных центрах. Одна из приоритетных задач правительства, в том числе Министерства юстиции, – гарантировать доступность нотариальных и регистрационных действий для всех слоев населения, особенно социально незащищенных. Возможность обратиться к нотариусу или государственному регистратору должна быть у каждого гражданина, независимо от уровня его дохода или места проживания”.

По ее словам, сейчас Минюст совместно с Нотариальной палатой Украины разрабатывает систему мер, которая позволит улучшить качество и доступность нотариальных действий для населения, и в первую очередь тех граждан, которые проживают в сельской местности.

Обещают, что люди не почувствуют никаких неудобств, и в Государственной налоговой службе. Как заявил в комментарии “Цензор.НЕТ” глава ГНС Алексей Любченко, у ведомства есть возможность образовывать государственные налоговые инспекции по всей территории Украины с учетом статьи 67 Конституции Украины, которая предусматривает, что каждый гражданин обязан платить налоги и сборы в порядке и размерах, установленных законом. Предполагается, что в рамках реформирования самой службы по Украине будет создано более 500 государственных налоговых инспекций в статусе подразделения территориального органа ГНС.

Кроме того, ГНС имеет централизованную информационную телекоммуникационную систему, что позволяет в случае необходимости обеспечить обслуживание людей в любом из центров обслуживания налогоплательщиков. Такой подход уже действует при регистрации граждан в Государственном реестре физических лиц и при получении справок. Также ГНС работает над совершенствованием, упрощением электронных сервисов для граждан и интеграцией в портал государственных услуг онлайн “ДІЯ”.

Что касается параметров образования районов, то в профильном комитете ВР подчеркивают, что они основывались на европейских нормах, в частности, принималась во внимание французская модель. При их формировании учитывались несколько факторов: это численность населения в 150 тыс. человек и отдаленность от райцентра не более чем на 60 км.

“Содержание одной райгосадминистрации, в среднем, в год стоило стране около 10 млн грн”, – объясняет глава Комитета Верховной Рады по вопросам организации государственной власти, местного самоуправления, регионального развития и градостроительства Андрей Клочко. – То есть, ежегодно тратилось примерно 5 млрд грн на содержание районных государственных администраций, руководители которых сидели на финансовых потоках и зачастую просто вымогали от представителей местных сел откаты за распределение средств, которые шли через них. Это прямая коррупционная составляющая. Таких функций у них больше не будет, все ОТГ перейдут на прямые межбюджетные отношения с госбюджетом. Мы уменьшили количество районов до 136, это оптимальная европейская модель. Если будут внесены изменения в Конституцию, в этих районах президентом будет назначаться префект. Пока полномочия префекта не выписаны – для того, чтобы принять соответствующий законопроект, нужно 300 голосов. Их на сегодняшний день нет, идут консультации, в том числе с ассоциациями органов местного самоуправления. Но люди должны понимать, что префект не будет наделен правом влиять на какую-либо хозяйственную деятельность объединенных территориальных громад. Конечно, если кто-то будет воровать бюджетные деньги, он на это отреагирует. Публично, выйдя на пресс-конференцию, чтобы рассказать местной громаде. И в случае нарушения закона, сможет подать в суд, чтобы оспорить неправовое решение”.

По словам Андрея Клочко, также предполагается, что в случае принятия на уровне ОТГ акта, который не соответствует Конституции и создает угрозу нарушения государственного суверенитета, территориальной целостности или угрозу национальной безопасности, префект будет обращаться в суд, и тот должен в течение 12 часов заблокировать такое решение.

Он напомнил, что законопроект, которым вводится институт префектов, президент дважды вносил и отзывал. “Мы с февраля вынесли этот документ на публичное обсуждение с участием экспертов. Планировали провести мероприятия по разным городам. Общались с послом Франции, он нам помогал и привозил французских префектов. У людей была возможность напрямую спросить, что они делают, какая их цель, – подчеркнул нардеп. – По-хорошему, у нас должна быть двухуровневая система, которая бы позволяла эффективно управлять каждой ОТГ без дополнительных прокладок в виде районов и финансовых затрат на их содержание. Поэтому я не исключаю, что после внесения изменений в Конституцию будет проведена серьезная дискуссия на тему, нужны ли Украине такие административно-территориальные единицы, как районы, вообще”.

По мнению Виталия Безгина, следующим шагом после голосования постановления о сокращении количества районов должно стать принятие законопроекта об административных услугах, и еще одним – голосование во втором чтении законопроекта № 3614, которым вносятся изменения в Бюджетный кодекс, благодаря чему ОТГ выйдут на прямые отношения с госбюджетом. Также осенью должны принять законопроект, который касается разграничения полномочий. Он уже зарегистрирован.

“Все заработает после местных выборов, потому что нынешние районные советы теряют силу, когда будут избраны новые. Окончательно все заработает с 1 января 2021 года, – говорит Безгин. – ЦИК получила возможность назначать первые выборы в укрупненные районы”.

По его словам, если будет принят во втором чтении законопроект №3614, то в объединенных территориальных громадах станет больше денег. “60% НДФЛ, налог на недвижимость, акцизный и земельный налоги – это все будет в громаде. В этом ключевое преимущество. Если необходима субвенция на образование, то ее тоже можно будет получить напрямую”, – отметил нардеп.

Глава комитета Андрей Клочко в свою очередь подчеркнул, что на переходной период, пока формируются ОТГ, медицина и образование будут дотационными. “До момента выборов в ОТГ они не все самостоятельны и дееспособны, в том числе с финансовой точки зрения. Соответственно будут использоваться дотации на медицину и образование. Только эти два направления, – поясняет он. – Полномочий, которые были в райадминистрациях раньше, больше не будет. Закон относительно них еще готовится. Но мы его выписываем таким образом, чтобы это не были центры принятия решений и центры финансового влияния. Это будет представительство государственной власти на местах.

Что касается законопроекта, позволяющего ОТГ полностью перейти на прямые отношения с бюджетом. Объясню, как это будет работать на практике. Есть громада, в которую входит определенное количество сел. От каждого села есть представители, которые знают, на какие первоочередные нужды им требуются деньги. Кому-то школу отремонтировать, где-то воду провести или дорогу нормальную сделать. Они описывают это в виде бюджетных программ, просчитывают, сколько им необходимо средств, и подают потребности от ОТГ, чтобы их заложили на следующий финансовый год.

Раньше они с этим всем бежали в район, район думал: подавать или не подавать. Были торги. Сейчас этого не будет. Представители ОТГ уже не смогут говорить, что плохая власть в центре. Пожалуйста, у вас есть полномочия внизу сформировать бюджет и отвечать перед своими избирателями”.

Как будет переформатирована работа правоохранительных органов, прокуратуры и судов, пока решается. “Национальная полиция, учитывая изменения в законодательстве об административном делении Украины, также рассматривает необходимость изменения своей структуры, – рассказал в комментарии “Цензор.НЕТ” глава Национальной полиции Украины Игорь Клименко. – Мы рассчитываем создать кустовое подразделение в каждом районе. В их подчинение будут входить те небольшие подразделения полиции, которые на сегодня являются отделениями (таких насчитывается около 400). При формировании новой структуры мы тщательно изучаем нагрузку на каждого полицейского, вычисляя, где нужно усилить подразделение, а где, наоборот, оптимизировать.

Обязательно учитываем и количество населенных пунктов, и расстояние между ними. Например, на Закарпатье между ближайшим отделом полиции и некоторыми населенными пунктами – 200 км. Важна также численность и плотность населения на территории обслуживания. Ведь иногда в поселке может проживать больше людей, чем в районном центре. Если численность населения будет составлять, условно говоря, 150-250 тысяч человек, то это может быть управление. Например, в Белой Церкви или Кривом Роге. Все другие кустовые подразделения станут отделами. В их подчинении будут отделения и полицейские станции. Словом, структура будет выглядеть следующим образом: главное управление – управление/отдел – отделение/сектор. Это пока пилотный проект, мы работаем над окончательным вариантом.

Кроме структуры, изменятся и подходы в работе. Например, мы внедряем зональный способ работы криминальной полиции, их подразделения будут расположены исключительно в кустовых управлениях /отделах. В то же время в небольших подразделениях полиции, которые насчитывают 40-50 работников, все “легкие преступления”, учитывая внедрение института уголовных проступков, будут раскрывать дознаватели и уполномоченные на это лица (инспекторы ювенальной превенции, участковые полицейские офицеры громады). Преступления средней тяжести – работники криминальной полиции кустовых подразделений. Тяжкие и особо тяжкие будут расследовать в областных главных управлениях. И эта вертикаль должна работать эффективно, обеспечивая надежную защиту нашим гражданам”.

А вот суды планируют переформатировать, исходя из подсчета нагрузки на судью в течении года. Реформировать и объединять суды нужно так, чтобы обеспечить людям адекватный доступ к правосудию, считает замглавы Высшего совета правосудия Алексей Маловацкий. “Высший совет правосудия работает с Государственной судебной администрацией, Советом судей и экспертами USAID, чтобы определить показатель средней нагрузки на судью. В зависимости от количества дел, которые заходят в район, нужно вычислить, сколько судов требуется. Когда это будет просчитано, то соответственно нужно будет принимать решение об объединении судов в округа.

Логично, чтобы центры округов были в тех районах, которые будут созданы. Но в основе должен быть все же не географический показатель, а именно показатель возможности получить правосудие определенным количеством людей в соответствующем районе”, – говорит он. – Мы ожидаем, что в ближайшее время ГСА нам даст приблизительные цифры. Думаю, что в течение двух-трех месяцев они посчитают по каждому районному суду. Как только мы утвердим средний показатель в течение года, обратимся с предложением, каким образом нужно объединять суды в округа”.

В ВСП также обращают внимание на то, что из-за укрупнения районов возникнет неурегулированность законодательства по делам об имуществе. Потому что недвижимое имущество имеет четкую территориальную привязку. Так что законодателям придется внести изменения в гражданское и гражданско-процессуальное законодательство.

В Государственной судебной администрации “Цензор.НЕТ” напомнили, что согласно указу президента де-юре уже созданы окружные суды. Они зарегистрированы. Но было бы более логично под новую административно-территориальную реформу их ликвидировать и создать новые. Сделать же это можно только через принятие закона.

А вот как на потребности людей будет реагировать прокуратура, выяснить нам так и не удалось. Как и получить комментарий ни от одного из руководителей в Офисе генпрокурора на момент публикации.

“Чтобы создать новую систему прокуратур в регионах, нужен отдельный закон, пока нет даже проекта, – объяснил глава Комитета ВР по вопросам правоохранительной деятельности Денис Монастырский. – Каждая система движется с разной скоростью. Но сейчас для всех систем дан старт меняться. Я не такой оптимист, чтобы думать о том, что все побегут сразу менять прокуратуры. Потому что на это нужны средства, где-то объективно территориально удобнее в конкретном месте, где-то есть отремонтированное помещение и т.п. Поэтому изменения будут, я думаю, в ближайшие несколько лет, одномоментно это не произойдет.

Но осенью реформа дойдет уже до местных прокуратур, и я думаю, что вопрос о том, логично ли менять карту прокуратур, тоже будет обсуждаться. Поскольку на прошлых местных выборах обсуждалось, что многие местные прокуратуры “нарезаны” неправильно. К некоторым приходится добираться за 200 километров”.

По мнению Алексея Маловацкого, правоохранительным органам, прокуратуре и судам нужно консолидированно вырабатывать решение, чтобы потом следователям не пришлось ехать в четыре утра в суд и занимать очередь к следственным судьям.

“Многие процессы удастся, конечно, упростить и ускорить, если будет внедрено электронное уголовное производство и вообще электронный документооборот между всеми органами”, – добавляет в свою очередь Денис Монастырский.

Местные выборы в Украине пройдут уже не только с учетом обновленных районов, но и по новым правилам. Изменения в Избирательный кодекс включают открытие списки и, как следствие, новые бюллетени.

Теперь украинцам нужно будет указывать не только партию, но и выбрать конкретного кандидата от этой политсилы. Для этого в бюллетене будет два специальных поля. По словам заместителя гендиректора Комитета избирателей Украины Наталии Линник, избиратель должен будет проголосовать в одном бюллетене два раза. Первый – за партию. Второй – за кандидата от партии, чтобы у него был шанс пройти. Например, кандидат под номером 30. Но если по результатам голосования партия пройдет и сможет завести в совет, например, 10 человек, а этот кандидат не наберет 25% и не продвинется в списке, так и оставшись 30-м, или даже если продвинется, но не войдет в десятку, то он не станет депутатом.

По большому счету, этот высокий барьер открывает партиям возможность манипуляции списками. Те, кто в первой десятке, остаются в приоритете. У них шансов больше.

А те, кто в списке пониже, смогут пройти только в случае, если известны на местном уровне. Либо им нужно провести очень мощную информационную кампанию для того, чтобы стать узнаваемым.

“Избиратели будут путаться в новом бюллетене, поскольку для информационной кампании остается очень мало времени. Там есть определенный трафарет, пунктиром обозначены цифры, как когда-то было в советских почтовых открытках, где человек должен был вписать индекс. Значительная часть избирателей не знает, как надо вписывать эти цифры. По каждому бюллетеню при подсчете голосов могут возникать споры, – говорит Наталья Линник. – Мы взяли опыт Польши, но там было от 30 до 40% испорченных бюллетеней, в зависимости от населенного пункта. Хотя, там была другая история. Они книжечкой подавали бюллетень и не все понимали, что надо развернуть эту книжечку, а часто ставили отметку на первой странице. Это неравные условия для всех партий, оказавшихся на других страницах”.

Она также подчеркнула, что, учитывая укрупнение районов, не все будут точно знать, к каким теперь принадлежат. “Заранее можно прогнозировать, что будут большие очереди, потому что избиратели будут разбираться в бюллетене дольше, чем это было раньше. А на этих выборах бюллетеней еще и несколько”, – отметила Линник.

Депутаты, с которыми удалось обсудить новый бюллетень, соглашаются с тем, что он увеличивает расходы на подсчеты и время обработки информации, а также усложняет процесс голосования.

Наверняка, свою лепту внесет и коронавирус. Будут разные сложности, начиная с того, кто будет обрабатывать ручки, имеют ли право избиратели приносить их с собой, заканчивая обеспечением членов комиссий и избирателей необходимыми средствами индивидуальной защиты.

Источник: censor.net.ua
Вам также может понравиться